Учитель-логопед
Коррекционное занятие по речевому развитию с элементами фонетической ритмики и логоритмики.
Тема: «Страна слов»
(старшая группа)
Цель:
Закреплять знания детей о железнодорожном транспорте: о видах подвижного состава: грузовой, пассажирский.
Развивать умение составлять рассказ по словесному плану.
Развивать умение классифицировать предметы, относящиеся к железнодорожному транспорту.
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Активизировать в речи слова: купе, рельсы, депо, пантограф, вокзал.
Развивать умение использовать активную речь детей в хоровом произношении, согласованную с движением.
Корректировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова.
Коррегироватъ фонационное дыхание, мелкую, общую моторику, сенсорику, укреплять дыхательную систему организма.
Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
Предварительная работа:
беседы о железнодорожном транспорте;
дидактическая игра «Скажи наоборот»;
составление описательных рассказов по словесному плану.
Оборудование:
Незнайка,
животные (плоскостные),
корзинка с веревочками,
картинки с изображением пассажирских, грузовых поездов, вокзала, депо, шлагбаума.
плоскостной телевизор,
домик в деревне,
елочки.
Этапы:
1) У нас в гостях Незнайка со своими друзьями. Они путешествовали и заблудились. Нужно помочь им попасть домой.
- На чем можно путешествовать? Какой железнодорожный транспорт вы знаете?
А мы отправимся в путешествие на поезде. У Незнайки есть карта — маршрут следования, на ней отмечены станции. Выложим поезд из веревочек на ковре.
Кто управляет поездом?
Кто ему помогает?
-Люди, которые едут в поезде, как называются? -Для чего нужен светофор?
-Для чего нужен шлагбаум?
Без чего нельзя сесть в поезд?
Наш поезд отправится в страну слов.
Нужно посадить в вагоны наших друзей. Назвать слово, выделить первый звук. Если гласный звук, то в какой по цвету вагон нужно посадить пассажира?
Если твердый согласный, какой цвет вагона?
-Если мягкий согласный, какой по цвету вагон? Дети садятся за столы.
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
-Отправляемся в страну слов по маршруту:
Станции:
«Цепочка слов»
«Ласковая»
«Сравнилка»
«Наоборот»
«Лесная»
«Волшебная»
«Простоквашино»
Каждую станцию будет объявлять помощник машиниста.
Как гудит паровоз?
У-у-у! Спинка ровная, губки трубочкой. Глубокий вдох, продолжительный выдох.
Я буду показывать схемы, а вы должны правильно дать гудок (длинный, короткий, громкий, тихий).
Отправляемся в страну слов!
2) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция -«Цепочка слов».
Гудок паровоза: «У — у —у!» Логоритмика (за столами).
Загудел паровоз (правая рука согнута в локтевом суставе, кистью руки
тянемся вверх)
И вагончики повез (круговые движения кистями рук)
Чах-чах (руки поочередно выпрямляются вперед)
Чух-чух (стучат кулачки)
Стоять на месте не хочу (топают ножки)
Садись скорее (открываем ладошки)
Прокачу! (стучат кулачки)
Станция «Цепочка слов».
Незнайка начнет, а вы кончайте и цепочку продолжайте: -Поезд, самолет... транспорт.
Составим цепочку из железнодорожного транспорта: электричка... грузовой поезд.
Цепочка из грузового транспорта: товарный... почтовый поезд.
Цепочка из пассажирского транспорта: экспресс, электричка, поезд дальнего следования...
Цепочка действий: Что делает поезд: едет, обгоняет, мчится, стоит, ползет, отправляется.
3) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция -«Ласковая».
Гудок паровоза: «У—у —у!» Логоритмика.
-Приехали. Станция «Ласковая».
Вокруг предметов очень много И можно всем названье отыскать. Вот эти, наши ты предметы, Сумеешь ласково назвать?
Назвать ласково предметы: паровоз, вагон, колесо, предметы.
Назвать ласково пассажиров: лиса, медведь, кот, собака, утка.
4) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция «Сравнилка».
Гудок паровоза: «У—у — у!» Логоритмика.
На станции «Сравнилка» Сравнений миллион. Сравним мы что угодно И как угодно вам: Как вербочки - цыплята, Как солнце - апельсин, А солнышко на небе — Совсем как рыжий блин. Сравнить предметы, используя слова: как, как будто, похож (поезд, вагон, рельсы, купе, депо, вокзал, шлагбаум, пантографы).
5) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция «Наоборот».
Гудок паровоза: «У—у -у!» Логоритмика.
-Рельсы длинные, а шпалы наоборот... (короткие).
В грузовом поезде вагонов больше, а в пассажирском... (меньше).
Дорога может быть прямой и наоборот... (кривой).
Шлагбаум поднимается и наоборот... (опускается).
Поезд едет днем и... (ночью).
Поезд едет и наоборот... (стоит).
-Двери открываются и наоборот... (закрываются).
На поезде едут взрослые и... (дети).
Пассажиры бывают грустные и наоборот... (веселые).
- У пассажиров есть вещи тяжелые и наоборот ... (легкие). 6) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция
«Лесная».
Гудок паровоза: «У-у -у!» Логоритмика.
- Кто выходит? Кто в лесу живет? На чем мы доставим наших пассажиров? (На поезде, на пассажирском). Составить рассказ о поезде по словесному плану:
1.Назвать предмет.
2.Для чего предназначен.
3.Из каких частей состоит.
Отдохнем на лесной поляне. Фонетическая ритмика:
-будем называть звуки, и показывать их движением.
7)Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция
«Волшебная».
Гудок паровоза: «У- у - у!» Логоритмика. Волшебный телевизор:
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдет?
(вагон)
Картинки называем, выделяем первый звук в слове. Обозначаем сигналом. По первым звукам отгадаем слово.
8)Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция
«Простоквашино».
Гудок паровоза: «У—у -у!» Логоритмика.
-Кто выходит? Почему?
Есть сладкое слово «Конфета», Есть быстрое слово «Ракета», Есть слово колючее — «Ежик», Есть слово промокшее - «Дождик», Есть кислое слово - «Лимон», Есть слово с окошком - «Вагон». Есть слово зеленое - «Ель», Есть слово упрямое - «Цель».
Мы достигли цели. Доставили всех зверей домой.
На каком транспорте мы путешествовали?
Отправляться будешь в путь — Билет купить ты не забудь! Этот транспорт тут как тут — У него есть свой маршрут. Возит грузы и людей, Нет надежней и верней!
-А Незнайка приготовил вам сладкий сюрприз!