Коррекционное занятие по речевому развитию с элементами фонетической ритмики и логоритмики.
Тема: «Страна слов»
(старшая группа)

Цель:

Закреплять знания детей о железнодорожном транспорте: о видах подвижного состава: грузовой, пассажирский.

Развивать умение составлять рассказ по словесному плану.

Развивать умение классифицировать предметы, относящиеся к железнодорожному транспорту.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Активизировать в речи слова: купе, рельсы, депо, пантограф, вокзал.

Развивать умение использовать активную речь детей в хоровом произношении, согласованную с движением.

Корректировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова.

Коррегироватъ фонационное дыхание, мелкую, общую моторику, сенсорику, укреплять дыхательную систему организма.

Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

Предварительная работа:

беседы о железнодорожном транспорте;

дидактическая игра «Скажи наоборот»;

составление описательных рассказов по словесному плану.

Оборудование:

Незнайка,

животные (плоскостные),

корзинка с веревочками,

картинки с изображением пассажирских, грузовых поездов, вокзала, депо, шлагбаума.

плоскостной телевизор,

домик в деревне,

елочки.

Этапы:

1) У нас в гостях Незнайка со своими друзьями. Они путешествовали и заблудились. Нужно помочь им попасть домой.

- На чем можно путешествовать? Какой железнодорожный транспорт вы знаете?

А мы отправимся в путешествие на поезде. У Незнайки есть карта — маршрут следования, на ней отмечены станции. Выложим поезд из веревочек на ковре.

Кто управляет поездом?

Кто ему помогает?

-Люди, которые едут в поезде, как называются? -Для чего нужен светофор?

-Для чего нужен шлагбаум?

Без чего нельзя сесть в поезд?

Наш поезд отправится в страну слов.

Нужно посадить в вагоны наших друзей. Назвать слово, выделить первый звук. Если гласный звук, то в какой по цвету вагон нужно посадить пассажира?

Если твердый согласный, какой цвет вагона?

-Если мягкий согласный, какой по цвету вагон? Дети садятся за столы.

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

-Отправляемся в страну слов по маршруту:

Станции:

«Цепочка слов»

«Ласковая»

«Сравнилка»

«Наоборот»

«Лесная»

«Волшебная»

«Простоквашино»

Каждую станцию будет объявлять помощник машиниста.

Как гудит паровоз?

У-у-у! Спинка ровная, губки трубочкой. Глубокий вдох, продолжительный выдох.

Я буду показывать схемы, а вы должны правильно дать гудок (длинный, короткий, громкий, тихий).

Отправляемся в страну слов!

2) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция -«Цепочка слов».

Гудок паровоза: «У — у —у!» Логоритмика (за столами).

Загудел паровоз (правая рука согнута в локтевом суставе, кистью руки

тянемся вверх)
И вагончики повез (круговые движения кистями рук)
Чах-чах (руки поочередно выпрямляются вперед)

Чух-чух (стучат кулачки)

Стоять на месте не хочу (топают ножки)
Садись скорее (открываем ладошки)
Прокачу! (стучат кулачки)

Станция «Цепочка слов».

Незнайка начнет, а вы кончайте и цепочку продолжайте: -Поезд, самолет... транспорт.

Составим цепочку из железнодорожного транспорта: электричка... грузовой поезд.

Цепочка из грузового транспорта: товарный... почтовый поезд.

Цепочка из пассажирского транспорта: экспресс, электричка, поезд дальнего следования...

Цепочка действий: Что делает поезд: едет, обгоняет, мчится, стоит, ползет, отправляется.

3) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция -«Ласковая».

Гудок паровоза: «У—у —у!» Логоритмика.

-Приехали. Станция «Ласковая».

Вокруг предметов очень много И можно всем названье отыскать. Вот эти, наши ты предметы, Сумеешь ласково назвать?

Назвать ласково предметы: паровоз, вагон, колесо, предметы.

Назвать ласково пассажиров: лиса, медведь, кот, собака, утка.

4) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция «Сравнилка».

Гудок паровоза: «У—у — у!» Логоритмика.

На станции «Сравнилка» Сравнений миллион. Сравним мы что угодно И как угодно вам: Как вербочки - цыплята, Как солнце - апельсин, А солнышко на небе — Совсем как рыжий блин. Сравнить предметы, используя слова: как, как будто, похож (поезд, вагон, рельсы, купе, депо, вокзал, шлагбаум, пантографы).

5) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция «Наоборот».

Гудок паровоза: «У—у -у!» Логоритмика.

-Рельсы длинные, а шпалы наоборот... (короткие).

В грузовом поезде вагонов больше, а в пассажирском... (меньше).

Дорога может быть прямой и наоборот... (кривой).

Шлагбаум поднимается и наоборот... (опускается).

Поезд едет днем и... (ночью).

Поезд едет и наоборот... (стоит).

-Двери открываются и наоборот... (закрываются).

На поезде едут взрослые и... (дети).

Пассажиры бывают грустные и наоборот... (веселые).

- У пассажиров есть вещи тяжелые и наоборот ... (легкие). 6) Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция

«Лесная».

Гудок паровоза: «У-у -у!» Логоритмика.

- Кто выходит? Кто в лесу живет? На чем мы доставим наших пассажиров? (На поезде, на пассажирском). Составить рассказ о поезде по словесному плану:

1.Назвать предмет.

2.Для чего предназначен.

3.Из каких частей состоит.

Отдохнем на лесной поляне. Фонетическая ритмика:

-будем называть звуки, и показывать их движением.

7)Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция
«Волшебная».

Гудок паровоза: «У- у - у!» Логоритмика. Волшебный телевизор:

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждет.

Пусть найдут меня ребята.

Ну-ка, кто меня найдет?

(вагон)

Картинки называем, выделяем первый звук в слове. Обозначаем сигналом. По первым звукам отгадаем слово.

8)Помощник машиниста объявляет: «Следующая станция
«Простоквашино».

Гудок паровоза: «У—у -у!» Логоритмика.

-Кто выходит? Почему?

Есть сладкое слово «Конфета», Есть быстрое слово «Ракета», Есть слово колючее — «Ежик», Есть слово промокшее - «Дождик», Есть кислое слово - «Лимон», Есть слово с окошком - «Вагон». Есть слово зеленое - «Ель», Есть слово упрямое - «Цель».

Мы достигли цели. Доставили всех зверей домой.

На каком транспорте мы путешествовали?

Отправляться будешь в путь — Билет купить ты не забудь! Этот транспорт тут как тут — У него есть свой маршрут. Возит грузы и людей, Нет надежней и верней!

-А Незнайка приготовил вам сладкий сюрприз!